Вокруг уровня масла в двигателе автомобиля создано множество мифов. Сам по себе вопрос его поддержания важен и должен быть максимально понятен владельцу. Особенно это касается нижней метки щупа, означающей, что резерв безопасности, предусмотренный конструкторами, исчерпан, за дальнейшее развитие ситуации отвечает только водитель. Чем грозит снижение уровня Наличие нужного количества масла в двигателе очень важно как с точки зрения обеспечения его ресурса, то есть долговременной защиты, так и предотвращения быстрого выхода из строя. Достаточно попытаться представить, что произойдёт, если масла мотору не хватит для выполнения всех его многочисленных функций. 1. Масляный насос вместо штатной несжимаемой жидкости начнёт получать из своего заборника эмульсию с воздухом, а то и просто пену. Данные агрегатные состояния отличаются газовой реакцией на сжатие, то есть давление растёт крайне медленно при перекачке тех незначительных объёмов, на которые рассчитан насос. Давление в системе упадёт почти до нуля. 2. К важнейшим узлам трения, а это прежде всего подшипники скольжения коленчатого вала и шатунов, как и постели распредвалов, масло начнёт поступать в недостаточном количестве. 3. Дефицит смазки вызовет повышенное трение, что во много раз усилит износ. Кроме того, такое перемалывание металла вызовет локальный рост температуры до величин, несовместимых с требуемым пределом прочности. Вплоть до выхода на точку плавления алюминиевых сплавов и антифрикционных покрытий. 4. Если немедленно не прекратить масляное голодание, то детали будут непоправимо повреждены, а двигатель скорее всего заклинен. По всей системе смазки разлетится металлическая стружка, которая попадёт во все зоны трения. От мотора мало что останется для возможного ремонта. 5. Все эти процессы начнутся как раз в тех условиях, когда мотор работает под большой нагрузкой, что лавинообразно ускорит процессы разрушения. Единственный путь спасения, когда водитель ещё может успеть сохранить свой двигатель – это немедленно остановиться и заглушить мотор при первом срабатывании лампочки аварийного падения давления. Но её короткие помигивания можно и не заметить, или отложить реакцию до места безопасной остановки. Скорее всего, если силовой агрегат работал в режиме значительного крутящего момента, будет уже поздно пополнять запас в картере. По какому принципу наносятся метки на щупе У всех технических величин есть поле допуска. На масляном щупе оно также имеется, это расстояние по уровню от метки максимума до минимума. В этих пределах работа мотора гарантируется при всех условиях. Попадание уровня за пределы зоны между метками уже опасно для двигателя, дальше его жизнь начинает зависеть от множества случайных факторов. Опасно ли движение при уровне на минимальной отметке Если машина продолжает движение, располагая объёмом масла, соответствующим нижней отметке уровня, то в идеальных условиях это совершенно безопасно. То есть можно ехать неограниченно долго прямолинейно и равномерно, не разгоняясь и не проходя повороты с большими боковыми перегрузками. Не стоит надеяться на благополучный исход подобной эксплуатации по двум причинам. Во-первых, если уровень уже начал падать, достигнув низшей точки, то его дальнейшее движение вниз не остановится. А значит через очень небольшое время он снизится до недопустимого. Во-вторых, трудно избежать ситуации, когда автомобиль попадёт под действие изменения вектора силы тяжести относительно осей своего кузова в ту или иную сторону. Причинами станут крен, уклон дороги, резкое изменение тяги торможением или разгоном, быстрый поворот. Масло в картере сдвинется в сторону, оголив приёмную трубку насоса. Двигатель получит дозу воздуха вместо смазки. Что делать, если уровень масла минимальный Ничего сложного для избавления от больших проблем делать не надо. Достаточно остановиться и долить масло до максимальной отметки. После чего продолжать ездить, записывая пробег и соответствующий ему уровень, эта информация пригодится в дальнейшем. Профилактика критического падения уровня Каждый водитель обязан знать, с каким темпом его мотор расходует масло. И если он стал нештатным, то придётся вести строгий учёт потребления по данным одометра и мерной канистры, из которой доливается масло. При соблюдении такой элементарной дисциплины, уровень никогда не упадёт внезапно, такое с современными двигателями происходит крайне редко. Расход масла у них растёт постепенно и медленно. А когда он начнёт измеряться литрами на тысячу километров пробега – это уже критическое состояние, требующее безотлагательного капитального ремонта. Подробнее о ремонте и обслуживании вашего авто вы можете узнать на форумах автомобилистов. Несколько сложной для понимания, но достаточно точной формулировкой может стать «ехать можно, но ездить нельзя». Это означает, что ситуация пока безвредная, но потенциально опасная. Надо прекратить эксплуатацию автомобиля в привычном смысле слова. При падении уровня до минимума целью поездки обязательно должно стать не оказание транспортных услуг себе и окружающим, а поездка к ближайшему месту, где можно приобрести подходящее масло и восполнить его запас. И самое лучшее – если этим местом окажется багажник собственного автомобиля, что и случается у разумных водителей.